11.
Ф. Ф. Раскольников.
Из открытого письма Сталину
Во всех расчетах вашей внешней и внутренней политики вы исходите не из любви к Родине, которая вам чужда, а животного страха потерять личную власть...
Как все советские патриоты, я работал, на многое закрывая глаза. Я слишком долго молчал. Мне было трудно рвать последние связи не с вами, не с вашим обреченным режимом, а с остатками старой ленинской партии, в которой я пробыл без малого 30 лет, а вы разгромили ее в три года. Мне мучительно больно лишиться моей Родины.
Чем дальше, тем больше интересы вашей личной диктатуры вступают в непримиримый конфликт с интересами рабочих, крестьян и интеллигенции, с интересами всей страны, над которой вы измываетесь, как тиран, дорвавшийся до единоличной власти.
Ваша социальная база суживается с каждым днем. В судорожных поисках опоры вы лицемерно расточаете комплименты «беспартийным большевикам», создаете одну за другой новые привилегированные группы, осыпаете их милостями, кормите подачками, но не в состоянии гарантировать новым «калифам на час» не только их привилегии, но даже право на жизнь.
Ваша безумная вакханалия не может продолжаться долго. Бесконечен список ваших преступлений! Бесконечен свиток ваших жертв! Нет возможности все перечислить.
Рано или поздно советский народ посадит вас на скамью подсудимых, как предателя социализма и революции, главного вредителя, подлинного врага народа, организатора голода и судебных подлогов.
17 августа
(Грибельский 3. В. Федор Раскольников.— М., 1988,—С. 182—183.)
Вопросы и задания:
1. Что вы знаете об авторе этого письма? Если вам неизвестен этот человек, то в тексте документа найдите биографические сведения, которые Ф. Ф. Раскольников сообщает о себе.
2. Исходя из текста документа, составьте личностный портрет Ф. Ф. Раскольникова: черты характера, свойства личности, убеждения, идеалы, жизненные ценности.
3. Сбылось ли
предвидение Раскольникова? Если да, то когда и в каких условиях? Если нет, то
по каким причинам?
12.
а. Из выступления А. Гитлера по
радио
22 июня
Немецкий народ! Национал-социалисты! Вы все, вероятно, почувствовали, что этот шаг был для меня горьким и тяжелым. Никогда немецкий народ не питал враждебных чувств к народам России. Однако уже более двух десятилетий еврейско-большевистское правительство из Москвы пытается разжечь огонь вражды не только в Германии, но и во всей Европе. Не Германия пыталась привести в Россию свое национал-социалистское мировоззрение, а именно еврейско-большевистские правители в Москве непрестанно предпринимали попытки навязать нашему и другим европейским народам свое господство, причем не только идеологическими, но и милитаристскими методами. Последствиями деятельности такого режима во всех странах был лишь хаос, нищета и голод...
...В этот момент происходит сосредоточение и развертывание военных сил такого объема и размаха, которого до сих пор не видел мир...
...Задачей этого фронта не является более защита только отдельных государств, но обеспечение безопасности Европы и тем самым спасение всех и вся. И поэтому я решил сегодня снова передать судьбу и будущее Германского рейха и нашего народа в руки солдат... И да поможет нам Бог в нашей борьбе!..
(Россия, которую мы не знали. 1939 — 1993: Хрестоматия/Под ред. М. Е. Гла-вацкого.— Челябинск, 1995.— С. 48.)
б. Из выступления И. В.
Сталина по радио
3 июля
Товарищи! Граждане!
Братья и сестры! Бойцы нашей армии и флота!
К вам обращаюсь я, друзья мои!..
...Враг жесток и неумолим. Он ставит своей целью захват наших земель... захват нашего хлеба и нашей нефти... Он ставит своей целью восстановление власти помещиков, восстановление царизма, разрушение национальной культуры и национальной государственности русских, украинцев, белорусов, литовцев, латышей, эстонцев, узбеков, татар, молдаван, грузин, армян, азербайджанцев и других свободных народов Советского Союза, их онемечивание, их превращение в рабов немецких князей и баронов. Дело идет, таким образом, о жизни и смерти Советского государства, о жизни и смерти народов СССР, о том — быть народам Советского Союза свободными или впасть в порабощение. Нужно, чтобы советские люди поняли это и перестали быть беззаботными, чтобы они мобилизовали себя и перестроили всю свою работу на новый, военный лад, не знающий пощады врагу...
Все силы народа — на разгром врага! Вперед, за нашу победу!
(1941. В 2 кн. Кн. 2/Сост. Л. Е. Решин и др.; Под ред. В. П. Наумова.—М., 1998.— С. 448, 450, 452.)
Задание к документам:
Сформулируйте
3—5 вопросов для сравнительного анализа обоих документов.
13.
Приложение № 2 к инструкции
по развертыванию и боевым действиям
по «плану Барбаросса» для танковой группы 4
(генерал
Хёпнер) от 2 мая
относительно характера войны
Война против России — один из важнейших этапов борьбы за существование немецкого народа. Это древняя битва германцев против славянства, защита европейской культуры от московитско-азиатского нашествия, оборона против еврейского большевизма. Цель этой войны — разгром сегодняшней России, поэтому она должна вестись с небывалой жестокостью. Каждая боевая операция и в планировании, и в ее проведении должна осуществляться с непреклонной волей к беспощадному тотальному истреблению противника. В особенности никакой пощады по отношению к представителям русско-большевистской системы.
(История Отечества в документах. 1917—1993. Ч. 3. 1939—1945: Хрестоматия для учащихся старших классов средней школы/Сост. А. Г. Колосков, Е. А. Гевурков.—М., 1995.—С. 44—45.)
Вопросы и задания:
1. Почему в документе война против России считается «одним из важнейших этапов борьбы за существование немецкого народа»? Назовите не менее трех причин, которыми в документе обоснована необходимость уничтожения России и ведение войны с «небывалой жестокостью».
2. Как вы считаете, что имелось в виду в документе под «русско-большевистской системой»? Почему именно к ее представителям немецкие солдаты должны быть особенно беспощадными?
Из письма учительницы М. Николаевой Н. С. Хрущеву
Никита Сергеевич!
Вас уважают в народе, потому обращаюсь к Вам.
...У нас
громадные достижения в общегосударственном масштабе. Мы сердечно рады тем
изменениям, которые произошли после марта
...Люди живут плохо, и состояние умов не в нашу пользу. С продовольствием по всей стране очень туго. Фактически нормально питаться можно только в Москве. Во многих городах в магазинах преобладают крабы и зеленый горошек. В деревне почти не едят сахара. Главное, что с питанием год от года не улучшается.
...Посмотрите на отдельные дворы, на дворы отдельных колхозников — разорение... Когда это было в истории, чтобы человек бежал от земли! А деревня наша обезлюдела.
...Товарищ Хрущев! Вы смелый человек, возьмите на себя еще раз смелость, скажите прямо, что 26-летний опыт показал, что колхозы себя не оправдали, нужна иная форма организации сельского хозяйства. Необходима материальная заинтересованность каждого участника сельхозартели...
...Давайте проведем настоящие выборы. Давайте выбирать тех людей, которых выдвигает масса, а не списки, спущенные сверху. Тех же людей, кто вычеркнет нежелательного кандидата, не будем считать врагом советской власти.
Ноябрь
(История Отечества в документах. 1917—1993. Ч. 4. 1945—1993: Хрестоматия для учащихся старших классов средней школы/Сост. А. Г. Колосков, Е. А. Гевурков.—М., 1995.—С. 46—48.)
Вопросы и задания:
1. Что, судя по содержанию письма М. Николаевой, вызывает обеспокоенность и недовольство советских людей?
2. С чем, по мнению автора письма, связаны экономические трудности страны в середине 50-х гг.?
3. Кратко сформулируйте предложения М. Николаевой по улучшению экономической и внутриполитической ситуации в СССР. Были ли эти предложения учтены и реализованы в реформах Н. С. Хрущева?
4. Как
характеризует данный документ его автора — М. Николаеву с человеческой и
гражданско-патриотической позиции?
15.
Письмо-протест на ввод войск
в Чехословакию и неправосудный приговор
21 августа прошлого года произошло трагическое событие: войска Варшавского пакта вторглись в дружественную Чехословакию.
Эта акция имела цель пресечь демократический путь развития, на который встала эта страна. Весь мир с надеждой следил за после январским развитием Чехословакии. Казалось, что идея социализма, опороченная в сталинскую эпоху, будет теперь реабилитирована. Танки стран Варшавского Договора уничтожили эту надежду. В эту печальную годовщину мы заявляем, что мы по-прежнему не согласны с этим решением, которое ставит под угрозу будущее социализма.
Мы солидарны с народом Чехословакии, который хотел доказать, что социализм с человеческим лицом возможен.
Эти строки продиктованы болью за нашу Родину, которую мы желаем видеть истинно великой, свободной и счастливой.
Мы твердо убеждены в том, что не может быть свободен и счастлив народ, угнетающий другие народы...
11 октября 19... г. Московский городской суд вынес обвинительный приговор К.Бабицкому, Л. Богораз, В.Делоне, В.Дремлюге, П. Литвинову. Эти пять человек — участники демонстрации на Красной площади 25 августа 19... г. против ввода войск в Чехословакию. Их участие в мирной демонстрации, попытка выразить свой протест этим конституционным путем квалифицированы как «грубое нарушение общественного порядка»...
Граждане депутаты Верховного Совета! Мы не говорим о вопиющих процессуальных нарушениях, допущенных судом и следствием. Речь идет о более важном. Нарушены гражданские свободы, гарантированные Советской Конституцией.
Ваш долг — защитить эти свободы. Поэтому мы обращаемся к вам и просим вас вмешаться и настоять на отмене приговора и прекращении уголовного дела ввиду отсутствия преступления.
Под письмом стояло 95 подписей.
(Россия, которую мы не знали. 1939 — 1993: Хрестоматия/Под ред. М. Е. Главацкого.—Челябинск, 1995.—С. 238.)
Вопросы и задания:
1. Определите точные даты описанных в документе событий. Что вам известно о них?
2. Своими словами сформулируйте основные мысли письма-протеста. Согласны ли вы с заявлением его авторов?
3. Какие свободы, провозглашенные Советской Конституцией, были нарушены следствием и судом в отношении участников демонстрации на Красной площади?
4. Каков, на ваш
взгляд, характер этих выступлений? Можно ли на основании этого документа
обвинять его авторов в антисоветизме,
предательстве Родины, измене
социалистической идееи