Среда, 08.05.2024, 00:17
Приветствую Вас, Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Стал ли для Вас полезен, мой сайт
Всего ответов: 181

11.

 Ф. Ф. Раскольников.

Из открытого письма Сталину

1939 г.

Во всех расчетах вашей внешней и внутренней политики вы исходите не из любви к Родине, которая вам чужда, а животного страха потерять личную власть...

Как все советские патриоты, я работал, на многое закрывая глаза. Я слишком долго молчал. Мне было трудно рвать послед­ние связи не с вами, не с вашим обреченным режимом, а с остат­ками старой ленинской партии, в которой я пробыл без малого 30 лет, а вы разгромили ее в три года. Мне мучительно больно ли­шиться моей Родины.

Чем дальше, тем больше интересы вашей личной диктатуры вступают в непримиримый конфликт с интересами рабочих, крес­тьян и интеллигенции, с интересами всей страны, над которой вы измываетесь, как тиран, дорвавшийся до единоличной власти.

Ваша социальная база суживается с каждым днем. В судорож­ных поисках опоры вы лицемерно расточаете комплименты «бес­партийным большевикам», создаете одну за другой новые приви­легированные группы, осыпаете их милостями, кормите подачка­ми, но не в состоянии гарантировать новым «калифам на час» не только их привилегии, но даже право на жизнь.

Ваша безумная вакханалия не может продолжаться долго. Бес­конечен список ваших преступлений! Бесконечен свиток ваших жертв! Нет возможности все перечислить.

Рано или поздно советский народ посадит вас на скамью подсу­димых, как предателя социализма и революции, главного вредителя, подлинного врага народа, организатора голода и судебных подлогов.

17 августа 1939 г. Ф. Раскольников.

(Грибельский   3. В. Федор   Раскольни­ков.— М., 1988,—С.  182—183.)

Вопросы и задания:

1.    Что вы знаете об авторе этого письма? Если вам неизвестен этот человек, то в тексте документа найдите биографические сведения, которые Ф. Ф. Раскольников сообщает о себе.

2.    Исходя из текста документа, составьте личностный портрет Ф. Ф. Раскольникова: черты характера, свойства личности, убеж­дения, идеалы, жизненные ценности.

3.    Сбылось ли предвидение Раскольникова? Если да, то когда и в каких условиях? Если нет, то по каким причинам?

12.

а.  Из выступления А. Гитлера по радио
22 июня 1941 г.

Немецкий народ! Национал-социалисты! Вы все, вероятно, по­чувствовали, что этот шаг был для меня горьким и тяжелым. Ни­когда немецкий народ не питал враждебных чувств к народам Рос­сии. Однако уже более двух десятилетий еврейско-большевистское правительство из Москвы пытается разжечь огонь вражды не толь­ко в Германии, но и во всей Европе. Не Германия пыталась приве­сти в Россию свое национал-социалистское мировоззрение, а имен­но еврейско-большевистские правители в Москве непрестанно предпринимали попытки навязать нашему и другим европейским на­родам свое господство, причем не только идеологическими, но и ми­литаристскими методами. Последствиями деятельности такого ре­жима во всех странах был лишь хаос, нищета и голод...

...В этот момент происходит сосредоточение и развертывание военных сил такого объема и размаха, которого до сих пор не ви­дел мир...

...Задачей этого фронта не является более защита только от­дельных государств, но обеспечение безопасности Европы и тем самым спасение всех и вся. И поэтому я решил сегодня снова пе­редать судьбу и будущее Германского рейха и нашего народа в ру­ки солдат... И да поможет нам Бог в нашей борьбе!..

(Россия, которую мы не знали. 1939 — 1993: Хрестоматия/Под ред. М. Е. Гла-вацкого.— Челябинск,   1995.— С. 48.)

б.  Из выступления И. В. Сталина по радио
3 июля 1943 г.

Товарищи! Граждане!

Братья и сестры! Бойцы нашей армии и флота!

К вам обращаюсь я, друзья мои!..

...Враг жесток и неумолим. Он ставит своей целью захват на­ших земель... захват нашего хлеба и нашей нефти... Он ставит своей целью восстановление власти помещиков, восстановление царизма, разрушение национальной культуры и национальной го­сударственности русских, украинцев, белорусов, литовцев, латы­шей, эстонцев, узбеков, татар, молдаван, грузин, армян, азербай­джанцев и других свободных народов Советского Союза, их оне­мечивание, их превращение в рабов немецких князей и баронов. Дело идет, таким образом, о жизни и смерти Советского государ­ства, о жизни и смерти народов СССР, о том — быть народам Со­ветского Союза свободными или впасть в порабощение. Нужно, чтобы советские люди поняли это и перестали быть беззаботны­ми, чтобы они мобилизовали себя и перестроили всю свою рабо­ту на новый, военный лад, не знающий пощады врагу...

 

Все силы народа — на разгром врага! Вперед, за нашу победу!

(1941. В 2 кн. Кн. 2/Сост. Л. Е. Решин и др.; Под ред. В. П. Наумова.—М., 1998.— С. 448, 450, 452.)

Задание к документам:

Сформулируйте 3—5 вопросов для сравнительного анализа обоих документов.

13.

Приложение № 2 к инструкции

по развертыванию и боевым действиям

по «плану Барбаросса» для танковой группы 4

(генерал Хёпнер) от 2 мая 1941 г.

относительно характера войны

Война против России — один из важнейших этапов борьбы за существование немецкого народа. Это древняя битва германцев против славянства, защита европейской культуры от московитско-азиатского нашествия, оборона против еврейского большевизма. Цель этой войны — разгром сегодняшней России, поэтому она должна вестись с небывалой жестокостью. Каждая боевая опера­ция и в планировании, и в ее проведении должна осуществляться с непреклонной волей к беспощадному тотальному истреблению противника. В особенности никакой пощады по отношению к представителям русско-большевистской системы.

(История Отечества в документах. 1917—1993. Ч. 3. 1939—1945: Хресто­матия для учащихся старших классов средней школы/Сост. А. Г. Колосков, Е. А. Гевурков.—М., 1995.—С. 44—45.)

Вопросы и задания:

1.    Почему в документе война против России считается «одним из важнейших этапов борьбы за существование немецкого наро­да»? Назовите не менее трех причин, которыми в документе обос­нована   необходимость  уничтожения   России   и   ведение   войны с «небывалой жестокостью».

2.    Как вы считаете, что имелось в виду в документе под «рус­ско-большевистской системой»? Почему именно к ее представи­телям немецкие солдаты должны быть особенно беспощадными?

 14. 

Из письма учительницы М. Николаевой Н. С. Хрущеву

Никита Сергеевич!

Вас уважают в народе, потому обращаюсь к Вам.

...У нас громадные достижения в общегосударственном мас­штабе. Мы сердечно рады тем изменениям, которые произошли после марта 1953 г. Но пока все мы живем только для будущего, но не для себя.

...Люди живут плохо, и состояние умов не в нашу пользу. С про­довольствием по всей стране очень туго. Фактически нормально пи­таться можно только в Москве. Во многих городах в магазинах пре­обладают крабы и зеленый горошек. В деревне почти не едят са­хара. Главное, что с питанием год от года не улучшается.

...Посмотрите на отдельные дворы, на дворы отдельных кол­хозников — разорение... Когда это было в истории, чтобы чело­век бежал от земли! А деревня наша обезлюдела.

...Товарищ Хрущев! Вы смелый человек, возьмите на себя еще раз смелость, скажите прямо, что 26-летний опыт показал, что колхозы себя не оправдали, нужна иная форма организации сель­ского хозяйства. Необходима материальная заинтересованность каждого участника сельхозартели...

...Давайте проведем настоящие выборы. Давайте выбирать тех людей, которых выдвигает масса, а не списки, спущенные сверху. Тех же людей, кто вычеркнет нежелательного кандидата, не будем считать врагом советской власти.

Ноябрь 1956 г.

(История Отечества в документах. 1917—1993. Ч. 4. 1945—1993: Хресто­матия для учащихся старших классов средней школы/Сост. А. Г. Колосков, Е. А. Гевурков.—М., 1995.—С. 46—48.)

Вопросы и задания:

1.    Что, судя по содержанию письма М. Николаевой, вызывает обеспокоенность и недовольство советских людей?

2.    С чем, по мнению автора письма, связаны экономические трудности страны в середине 50-х гг.?

3.    Кратко   сформулируйте   предложения   М. Николаевой   по улучшению    экономической    и    внутриполитической    ситуации в СССР. Были ли эти предложения учтены и реализованы в ре­формах Н. С. Хрущева?

4.    Как характеризует данный документ его автора — М. Нико­лаеву с человеческой и гражданско-патриотической позиции?

15.

 Письмо-протест на ввод войск

в Чехословакию и неправосудный приговор

21 августа прошлого года произошло трагическое событие: войска Варшавского пакта вторглись в дружественную Чехосло­вакию.

Эта акция имела цель пресечь демократический путь развития, на который встала эта страна. Весь мир с надеждой следил за после январским развитием Чехословакии. Казалось, что идея соци­ализма, опороченная в сталинскую эпоху, будет теперь реабилити­рована. Танки стран Варшавского Договора уничтожили эту на­дежду. В эту печальную годовщину мы заявляем, что мы по-прежнему не согласны с этим решением, которое ставит под угрозу будущее социализма.

Мы солидарны с народом Чехословакии, который хотел дока­зать, что социализм с человеческим лицом возможен.

Эти строки продиктованы болью за нашу Родину, которую мы желаем видеть истинно великой, свободной и счастливой.

Мы твердо убеждены в том, что не может быть свободен и счастлив народ, угнетающий другие народы...

11 октября 19... г. Московский городской суд вынес обвини­тельный приговор К.Бабицкому, Л. Богораз, В.Делоне, В.Дремлюге, П. Литвинову. Эти пять человек — участники демонстрации на Красной площади 25 августа 19... г. против ввода войск в Че­хословакию. Их участие в мирной демонстрации, попытка выра­зить свой протест этим конституционным путем квалифицированы как «грубое нарушение общественного порядка»...

Граждане депутаты Верховного Совета! Мы не говорим о во­пиющих процессуальных нарушениях, допущенных судом и следст­вием. Речь идет о более важном. Нарушены гражданские свобо­ды, гарантированные Советской Конституцией.

Ваш долг — защитить эти свободы. Поэтому мы обращаем­ся к вам и просим вас вмешаться и настоять на отмене приго­вора и прекращении уголовного дела ввиду отсутствия преступ­ления.

Под письмом стояло 95 подписей.

(Россия, которую мы не знали. 1939 — 1993: Хрестоматия/Под ред. М. Е. Главацкого.—Челябинск, 1995.—С. 238.)

Вопросы и задания:

1.    Определите точные даты описанных в документе событий. Что вам известно о них?

2.    Своими  словами  сформулируйте  основные  мысли  письма-протеста. Согласны ли вы с заявлением его авторов?

3.    Какие свободы, провозглашенные Советской Конституцией, были нарушены следствием и судом в отношении участников де­монстрации на Красной площади?

4.    Каков, на ваш взгляд, характер этих выступлений? Можно ли на основании этого документа обвинять его авторов в антисо­ветизме,  предательстве  Родины,  измене  социалистической  идееи


Мини-профиль
Профиль: Гость

Мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Счетчик