6.
Речь к красноармейцам, отправляющимся на
Польский фронт, 5 мая
Товарищи! Вы знаете, что польские помещики и капиталисты, подстрекаемые Антантой, навязали нам новую войну. Помните, товарищи, что с польскими крестьянами и рабочими у нас нет ссор, мы польскую независимость и польскую народную республику признавали и признаем. Мы предлагали Польше мир на условии неприкосновенности ее границ, хотя эти границы простирались гораздо дальше, чем чисто польское население. Мы шли на уступки, и пусть каждый из вас помнит это на фронте. Пусть ваше поведение по отношению к полякам там докажет, что вы — солдаты рабоче-крестьянской республики, что вы идете к ним не как угнетатели, а как освободители. Теперь, когда польские паны, вопреки нашим стремлениям, заключили союз с Петлюрой, когда они перешли в наступление, когда они подходят к Киеву, и в заграничной прессе пускают слухи о том, что они уже взяли Киев,— эту чистейшую ложь...— мы говорим теперь: товарищи, мы сумели дать отпор врагу более страшному, мы сумели победить помещиков и капиталистов своих,— мы победим помещиков и капиталистов польских! Мы все должны сегодня здесь дать клятву, дать торжественное обещание в том, что мы все будем стоять как один человек за то, чтобы не допустить победы польских панов и капиталистов. Да здравствуют крестьяне и рабочие свободной независимой польской республики! Долой панов, помещиков и капиталистов! Да здравствует наша Красная рабоче-крестьянская армия! (Мощные звуки «Интернационала» и возгласы «ура» покрывают последние слова товарища Ленина.)
(Ленин В. И. Поли. собр. соч.— Т. 41.—
С. 110—111.)
Вопросы и задания:
1. Какие задачи ставит оратор перед красноармейцами, отправляющимися на Польский фронт? Чем отличается эта военная кампания от предыдущих кампаний 1918—1920 гг.?
2. На чем основаны расчеты В. И. Ленина, что польское население встретит красноармейцев как освободителей? Оправдались ли эти прогнозы? Почему?
3. Покажите на
карте географические объекты, упоминающиеся в этой речи, и расскажите, как
закончилась советско-польская война.
7.
Письмо крестьян Тульской губернии в газету «Беднота»
Мы, крестьяне Урусовской волости Веневского уезда Тульской губернии, обсудили между собой настоящее положение, решили написать все наши мысли начистоту в нашу крестьянскую газету «Беднота». В Октябрьскую революцию мы все как один встали на сторону большевиков, потому что эта революция дала землю и с ней кончилась затеянная буржуями война.
Но потом, когда стала проводиться разверстка, дело пошло круче, и многим из нас стали такие порядки не по душе... Пусть только поскорее будет издан настоящий указ о замене разверстки налогом и пусть этот закон распространят по всем деревням. У нас все стоят за налог, и нет ни одного, кто был бы против. Крестьяне говорят, что они готовы заплатить налогом даже больше, лишь бы внести определенность в отношения наши с государством. Уже теперь все вздохнули свободно. В деревне будто наступила пасха. Голосов против Советской власти уже не слышно. Все заботы только об одном, как бы улучшить свое хозяйство и, узнавши о налоговом законе, посеять побольше, чтобы быть с излишками.
Крестьяне Трофимов, Ревякин, Брычков, Копылов...
«Беднота», 23 марта 19... г.
(История СССР в документах и иллюстрациях. 1917—1980: Хрестоматия: Пособие для учителей/Сост. В. И. Виноградов.— 3-е изд.— М., 1981.— С. 91.)
Вопросы и задания:
1. По содержанию и характеру письма определите год его написания. Свое мнение подтвердите выдержками из документа.
2. Как крестьяне
Тульской губернии объясняют свою поддержку большевистского правительства в
конце
3. Чем были вызваны крестьянские «голоса против Советской власти»? Покажите на карте районы антибольшевистских выступлений крестьян.
4. Какие требования выдвигали крестьяне к новой власти? Оправдались ли их ожидания?
5. Проанализировав
текст письма, определите, к какому имущественному слою принадлежали его
авторы.
8.
Из записки председателя ВЧК Ф. Э.Дзержинского в ЦК РКП(б) с возражениями против ходатайств Наркомпроса РСФСР о выезде за границу деятелей искусства
19 апреля
Уважаемые товарищи.
В последнее время вновь участились случаи ходатайств различных артистических кругов — отдельных лиц и целых театров о разрешении на выезд за границу. Ходатайства эти систематически поддерживаются тов. Луначарским.
ВЧК на основании предыдущего опыта категорически протестует против этого. До сих пор ни одно из выпущенных лиц (как, например, Кусевицкий, Гзовская, Гайдаров, Бальмонт) не вернулись обратно, некоторые — в частности Бальмонт — ведут злостную кампанию против нас.
Такое послабление с нашей стороны является ничем иным не оправдываемым расхищением наших культурных ценностей и усилением рядов наших врагов.
Теперь тов. Луначарский возбуждает ходатайство о разрешении выезда за границу 1-ой студии Художественного театра...
Ссылки на отдых и лечение отнюдь не являются убедительными, т. к. артисты легко могут использовать каникулярное время для поездок по провинции.
Высказываюсь решительно против подобных ходатайств, ВЧК просит Центральный Комитет отнестись к этому со всей серьезностью.
С коммунистическим приветом
Председатель] ВЧК Дзержинский.
(Власть и художественная интеллигенция: Документы ЦК РКП(б) — ВКП(б), ВЧК — ОГПУ — НКВД о культурной политике. 1917—1953/Под ред. А.Н.Яковлева; Сост. А. Артизов, О. Наумов.— М., 1999.— С. 15.)
Вопросы и задания:
1. Проанализируйте документ и сделайте вывод о настроениях части творческой интеллигенции в первые годы советской власти, ее взаимоотношениях с властью. Почему среди представителей творческой интеллигенции произошел раскол?
2. Как вы полагаете, почему среди советских руководителей не было единства по вопросу выезда интеллигенции за границу?
3. Подумайте,
какие аргументы в защиту своей позиции выдвигали А. В. Луначарский и Ф. Э.
Дзежинский. Чья точка зрения вам ближе?
9.
Е. И. Замятин. «Я боюсь»
1921
...Писатель, который не может стать юрким, должен ходить на службу с портфелем, если он хочет жить. В наши дни в театральный отдел с портфелем бегал бы Гоголь; Тургенев во «Всемирной литературе», несомненно, переводил бы Бальзака и Флобера; Герцен читал бы лекции в Балтфлоте; Чехов служил бы в Комздраве. Иначе, чтобы жить — жить так, как пять лет назад жил студент на сорок рублей,— Гоголю пришлось бы писать в месяц по четыре «Ревизора», Тургеневу — каждые два месяца по трое «Отцов и детей», Чехову — в месяц по сотне рассказов. Это кажется нелепой шуткой, но это, к несчастью, не шутка, а настоящие цифры...
Но даже и не в этом главное: голодать русские писатели привыкли, главная причина молчания — не хлебная и не бумажная, а гораздо тяжелее, прочнее, железней. Главное в том, что настоящая литература может быть только там, где ее делают не исполнительные и благонадежные чиновники, а безумцы, отшельники, еретики, мечтатели, бунтари, скептики. А если писатель должен быть благоразумным, должен быть католически-правоверным, должен быть сегодня полезным, не может хлестать всех, как Свифт, не может улыбаться над всем, как Анатоль Франс,— тогда нет литературы бронзовой, а есть только бумажная, газетная, которую читают сегодня и в которую завтра завертывают глиняное мыло...
Я боюсь, что настоящей литературы у нас не будет, пока не перестанут смотреть на демос российский, как на ребенка, невинность которого надо оберегать. Я боюсь, что настоящей литературы у нас не будет, пока мы не излечимся от какого-то нового католицизма, который не меньше старого опасается всякого еретического слова. А если неизлечима эта болезнь — я боюсь, что у русской литературы одно только будущее — ее прошлое.
(Замятин Е. И. Избранные произведения.— М., 1997.— С. 393 — 394.)
Вопросы и задания:
1. Кратко охарактеризуйте жизнь писателей в Советской России в ранние революционные годы.
2. О каких двух сторонах жизни и творчества литераторов говорит Е. Замятин? Какой из них придается большее значение в создании настоящей литературы?
3. Почему, по мнению автора статьи, русской литературе в Советской России угрожает деградация? Согласны ли вы с его мнением?
4. Что имел в виду
Е. Замятин под «литературой бронзовой»? Оправдался ли его прогноз в отношении
будущего советской литературы?
10.
Из Основного закона (Конституции) Союза Советских Социалистических Республик
Раздел первый. Декларация об образовании Союза Советских Социалистических Республик.
...Воля народов советских республик, собравшихся недавно на съезды своих Советов и единодушно принявших решения об образовании «Союза Советских Социалистических Республик», служит порукой в том, что Союз этот является добровольным объединением равноправных народов, что за каждой республикой обеспечено право свободного выхода из Союза, что доступ в Союз открыт всем социалистическим советским республикам, как существующим, так и имеющим возникнуть в будущем, что новое Союзное государство явится достойным увенчанием заложенных еще в октябре 1917 года основ мирного сожительства и братского сотрудничества народов, что оно послужит верным оплотом мирового капитализма и новым решительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику.
Раздел второй. Договор об образовании СССР.
1. Ведению Союза Советских Социалистических Республик, в лице его верховных органов, подлежит:
а) представительство Союза в международных сношениях, ведение всех дипломатических сношений, заключение политических и иных договоров другими государствами;
б) изменение внешних границ Союза, а также урегулирование вопросов об изменении границ союзными республиками;
в) заключение договоров о приеме в состав Союза новых республик;
г) объявление войны и заключение мира;
д) заключение внешних и внутренних займов СССР и разрешение внешних и внутренних займов союзных республик;
е) ратификация международных договоров...
(См.: История Советской Конституции: Сборник документов.— М., 1957.— С. 458—460.)
Вопросы:
1. Какие положения Конституции декларируют федеративную форму Советского государства, а какие утверждают его унитарное содержание?
2. Каковы, судя по документу, основные цели создания СССР? Были ли они достигнуты?
3. О чем говорит тот факт, что в